В СФУ пройдет VII Сибирский антикоррупционный форум
15–16 декабря 2023 г. состоится VII Сибирский антикоррупционный форум «Стимулы и ограничения в системе обеспечения антикоррупционной безопасности», который проводится Сибирским федеральным университетом совместно с Администрацией Губернатора Красноярского края, Прокуратурой Красноярского края, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю и Красноярским региональным отделением Ассоциации юристов России.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства от разного рода коррупционных угроз – нетривиальная задача, попытки решения которой имеют многовековую историю. Коррупция возникла с формированием властных структур в социуме и с тех пор не прекращает свою вредоносную экспансию. Мировой опыт подтверждает, что искоренить данное явление полностью невозможно. Однако пример некоторых стран свидетельствует о том, что уровень коррупции поддается регулированию и может быть снижен до социально терпимого. На сегодняшний день состояние защищенности личности, общества и государства от коррупционных угроз получило в научно-практическом лексиконе наименование «антикоррупционная безопасность».
Ретроспектива развития способов и средств противодействия коррупции дает основания полагать, что эффективная система обеспечения антикоррупционной безопасности должна быть основана на гармоничном сочетании стимулирующих и ограничительных мер. Согласно кибернетическому подходу, процесс оптимального управления может осуществляться только с помощью двоичности информации, выраженной в соответствующих стимулах и ограничениях. В связи с чем в теории права все многообразие средств правового регулирования традиционно сводится к двум основным: правовым стимулам и правовым ограничениям (Малько, 1998: 134–135). При помощи стимулов создается режим наибольшего благоприятствования для побуждения субъектов общественных отношений к правомерному и социально полезному поведению. В свою очередь, различного рода правовые ограничения формируют рамки дозволенного и препятствуют негативному воздействию источников опасности на объекты правовой охраны.
Развивая данную идею, основатель научной школы Сибирского федерального университета «Концептуально-теоретические основы правового регулирования и применения мер безопасности» профессор Н. В. Щедрин отмечал, что «деятельность по предупреждению преступлений можно представить как двухсторонний процесс: с одной стороны, целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения, а с другой – воспрепятствование вступлению в криминогенные. <...> Если прерывание негативных отношений осуществляется преимущественно с помощью принудительных мер предупреждения, то для стимулирования позитивных связей используются, главным образом, меры, не связанные с принуждением» (Щедрин, 1999: 8–9). В объем мер, не связанных с принуждением, Н. В. Щедрин дихотомически включал все виды воздействия, кроме принудительных (например, меры социальной профилактики, меры правового поощрения и пр.). К принудительным мерам он, в свою очередь, относил меры безопасности, восстановления и ответственности, которые различаются механизмами предупредительного воздействия.
Стимулы и ограничения широко представлены в системе обеспечения антикоррупционной безопасности и играют в ней важнейшую роль. Антикоррупционные меры стимулирования лежат в основе деятельности по формированию нетерпимости к коррупционному поведению и имеют междисциплинарную природу. Их основная задача – оказать воздействие на мотивационную сторону личности в целях снижения ее коррупциогенного потенциала. В связи с этим особую остроту приобретает разработка эффективных мер, направленных на повышение антикоррупционной культуры, осуществление антикоррупционного просвещения и образования, а также поощрение раскрытия конфликта интересов и иных форм коррупционных деяний. Антикоррупционные меры ограничения состоят из запретов, обязанностей и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции в отношении различных категорий физических, должностных и юридических лиц, а также санкций за их нарушение. Действие указанных мер существенно затрудняет коррупционные деяния, а также создает угрозу наступления неблагоприятных последствий в результате их совершения. Синергия антикоррупционных мер стимулирования и ограничения формирует комплексное предупредительное воздействие на субъективные и объективные детерминанты коррупционного поведения, тем самым способствуя обеспечению антикоррупционной безопасности публичного и корпоративного управления.
С учетом изложенного можно утверждать, что на современном этапе развития российского общества возрастает актуальность поиска баланса между антикоррупционными мерами стимулирования и ограничения. Запретительный путь развития системы противодействия коррупции представляется бесперспективным, поскольку потенциал императивного правового регулирования общественных отношений в данной сфере практически исчерпан. В свою очередь, надлежащее соблюдение установленных законом нормативных предписаний должно опираться на работу по формированию антикоррупционного мировоззрения граждан, а также по активизации их участия в осуществлении антикоррупционной деятельности. Взаимодействие стимулов и ограничений способно создать основу для полноценной реализации одного из основных принципов противодействия коррупции – сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Темы, предлагаемые к обсуждению:
- антикоррупционная безопасность как интегративная научная категория;
- роль стимулов и ограничений в системе обеспечения антикоррупционной безопасности;
- история развития стимулов и ограничений в системе обеспечения антикоррупционной безопасности;
- понятие, содержание, структура и виды антикоррупционных мер стимулирования и ограничения;
- основные субъекты реализации антикоррупционных мер стимулирования и ограничения;
- гармонизация антикоррупционных мер стимулирования и ограничения на современном этапе развития российского общества;
- уголовно-правовые меры стимулирования и ограничения в системе обеспечения антикоррупционной безопасности;
- административно-правовые меры стимулирования и ограничения в системе обеспечения антикоррупционной безопасности;
- трудовые и служебные меры стимулирования и ограничения в системе противодействия коррупции;
- гражданско-правовые меры стимулирования и ограничения в системе обеспечения антикоррупционной безопасности;
- конституционно-правовые меры стимулирования и ограничения в системе обеспечения антикоррупционной безопасности;
- международно-правовое регулирование стимулов и ограничений в системе обеспечения антикоррупционной безопасности;
- зарубежный опыт реализации антикоррупционных мер стимулирования и ограничения;
- проблемы научного, методического и кадрового обеспечения реализации антикоррупционных мер стимулирования и ограничения;
- роль правоохранительных органов в реализации антикоррупционных мер стимулирования и ограничения;
- роль институтов гражданского общества в реализации антикоррупционных мер стимулирования и ограничения;
- роль информационных технологий и процессов цифровизации в реализации антикоррупционных мер стимулирования и ограничения.
Для участия в форуме необходимо пройти онлайн-регистрацию. Заявки принимаются до 13 декабря 2023 г. включительно.
Место проведения: Научная библиотека Сибирского федерального университета (г. Красноярск, пр. Свободный, д. 79/10, ауд. Б1-01).
С программой форума можно будет ознакомиться после окончания регистрации. Начало пленарного заседания форума в 10:00 (регистрация участников с 09:30).
По результатам проведения форума запланировано издание сборника научных статей (требования к направляемым для публикации материалам). Рукописи статей принимаются на адрес cpkipe@sfu-kras.ru до 31 января 2024 г. включительно и подлежат процедуре рецензирования.
Координаторы:
Дьяченко Анастасия Евгеньевна – специалист департамента по профилактике коррупционных правонарушений Сибирского федерального университета, тел.: +7 (391) 206-23-04, e-mail: aedyachenko@sfu-kras.ru;
Сухарева Ксения Сергеевна – консультант управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений, тел.: +7 (391) 249-32-19, e-mail: suhareva@krskstate.ru.