ул. Маерчака,6
law@sfu-kras.ru
Федоренко Елена Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры деликтологии и криминологии
Образование:
Красноярский государственный университет, 1990. Специальность «Психология», квалификация «Психолог».
Ученая степень:
- Кандидат психологических наук, специальность 19.00.07 – Педагогическая психология.
Ученое звание:
- Доцент, специальность 19.00.07 «Педагогическая психология».
Диссертации:
Кандидатская диссертация: «Психологические механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса» – 1990 г.
Место работы и должность:
- Сибирский федеральный университет, Юридический институт, доцент кафедры деликтологии и криминологии;
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», доцент Института образования.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Научно-исследовательская лаборатория когнитивных исследований, старший научный сотрудник;
- Директор Агентства правовых и психологических экспертиз.
Научные направления:
- Психология и педагогика развития;
- Технология разрешения конфликтов и ведения переговоров;
- Психологические основания отклоняющегося и коррупционного поведения.
Преподаваемые дисциплины:
- Возрастная психология;
- Психолого-педагогические особенности подросткового возраста и их учет в правотворческой и правоприменительной деятельности;
- Основы противодействия экстремизму, терроризму, коррупционному поведению;
- Психолого-педагогические технологии антикоррупционнго поведения;
- Юридическая психология;
- Судебно-психологическая экспертиза.
Повышение квалификации:
- «Как приручить презентацию», СФУ, 2025 г.
- «Деятельностные практики развития учебной самостоятельности и самоопределения студентов», СФУ, 2024 г.
- «Планирование и реализация учебных занятий в электронной информационно-образовательной среде», СФУ, 2024 г.
- «Психолого-педагогические условия повышения эффективности инклюзивного образования студентов с ОВЗ», МВШСЭН 2023 г.
- «Корпоративные сервисы» СФУ, 2022 г.
- «Судебно-психологическая экспертиза» МГУ, 2022 г.
- «Технологии работы в системах дистанционного обучения в образовательных организациях», 2022 г.
- «Проектирование современных программ магистратуры в области менеджмента, экономики и финансов» АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2019 г.
- «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», СФУ, 2018 г.
- «Профилактика и разрешение конфликтов методами медиации в учреждениях образования и социальной защиты», Евразийский Союз академической мобильности и международного сотрудничества (Чешская республика, г. Прага), 2017 г.
- «Интерактивные методы формирования гражданской идентичности обучающегося «Я — Россиянин», Частное учреждение культуры «Еврейский музей и Центр толерантности», 2017 г.
- «Практика опто-моторной коррекции психосоматических нарушений и психологической незрелости в работе с детьми и взрослыми», 2017 г.
- «Основы тьюторской деятельности», ФПКП СФУ, 2016 г.
- «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», (учитель начальных классов) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и стандартом профессиональной деятельности педагога», СФУ, 2014-2015 гг.
- «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования», СФУ, 2015 г.
- «Психологические технологии проектирования и проведения интерактивных обучающих программ бизнес-тренинга», МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015 г.
- «Информационные технологии в современном образовании», СФУ.
- «Разработка электронных курсов системе LMS MOODLE», СФУ.
Научно-педагогическая и общественная деятельность:
- Член Международной Ассоциации Экспертов в области психологии и права (реестровый номер 22/0026-3).
- Действующий член Всероссийского общества психологов.
- 2019-2023 гг. – Работа в программных комитетах: Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования» МВШСЭН, Всероссийской конференции «Практики развития» СФУ.
- 2020-2021 гг. – Разработка концептуальной модели новой школы (эксперт) совместно с МГППУ.
- 2018 г. – Стратегическое управление образовательной организацией в СФУ (руководитель).
- 2018 г. – Развитие воспитательной среды современного университета (руководитель).
- 2017 г. – Инженерный спецназ (руководитель программы психологической подготовки).
- 2017-2019 гг. – Подготовка дирекции, сотрудников, супервизоров, волонтеров международного проекта «Универсиада 2019» в области психологии, СФУ (руководитель).
- 2016-2019 гг. – Руководство образовательными программами подготовки муниципальных и государственных служащих управления кадров государственной службы губернатора Красноярского края и Законодательного Собрания Красноярского края – «Управление коммуникацией», «Практика переговоров», «Управление конфликтами».
- 2016-2017 гг. – Руководитель программы повышения квалификации работников высшего образования в рамках эксперимента по внедрению инициативы CDIO в СФУ: разработка и реализация орг. деятельностных интенсивов для стартапов локальных проектов; разработка и реализация программы «Развитие личностных компетенций в инженерном образовании CDIO».
Награды:
- Благодарственное письмо Директора Юридического института Сибирского федерального университета, 2025 г.
- Благодарственное письмо Администрации губернатора Красноярского края, 2020 г.
- Почетная грамота Министерства науки и высшего образования РФ, 2019 г.
- Благодарственное письмо Исполнительной дирекции XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г. в Красноярске.
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2014 г.
Профили в наукометрических базах данных и иных ресурсах:
- РИНЦ
- ResearcherID: ABC-6100-2020
- ORCID: 0000-0001-5550-1353
Список наиболее значимых работ:
- Островерх, О. С. Федоренко, Е. Ю. Практики вовлечения преподавателей высшей школы в образовательный процесс в контексте деятельностного подхода / О. С. Островерх, Е. Ю. Федоренко // Тенденции развития образования 2025. Сборник статей международной научно-практической конференции (27.02–01.03 2025 г.) : в 2 томах – М. : ОАНО МВШСЭН, 2025. Том 2. – С. 539-557.
- Федоренко, Е. Ю. Самоопределение как основная компетенция предпринимателя в сфере образования / Е. Ю. Федоренко, С. И. Дрейцер, А. И. Островерх // Научно-педагогическое обозрение. – 2025. – № 1(59). – С. 36-45.
- Родительские действия в контексте представления о самостоятельности ребенка / К. С. Калиновская, Е. Ю. Федоренко, О. С. Островерх, О. В. Александрова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2024. – Т. 18, № 3. – С. 139-162.
- Игровые техники и технологии в обучении. Учебно-методическое пособие / Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии ; сост. Н. В. Гафурова [и др.]. – Электрон. текстовые дан. (8,8 Мб). – Красноярск : СФУ, 2024. – 40 с.
- Основы противодействия коррупции в сфере образования : учеб. пособие / Е. А. Акунченко, С. П. Басалаева, М. А. Волкова [и др.] ; под ред. И. А. Дамм. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2023. – 366 c.
- Федоренко, Е. Ю. Рефлексивное действие в образовательном пространстве как основа самоопределения студента / Е. Ю. Федоренко, С. И. Дрейцер, А. И. Островерх // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – Т. 17, № 4. – С. 42-62.
- К вопросу о предпринимательском университете психолого- педагогического профиля / Е. Ю. Федоренко, О. С. Островерх, К. С. Калиновская, О. В. Александрова // Практики развития и современное образование: принципы и способы построения : Материалы XXVIII научно-практической конференции, Красноярск, 20–22 мая 2021 года. – Красноярск: Институт психологии практик развития, 2022. – С. 91-105.
- Новая подростковая школа - вызов и перспективы развития / В. К. Зарецкий, Ю. В. Зарецкий, Т. Д. Карягина [и др.] // Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада : Материалы XXVII научно-практической конференции, Красноярск, 12–14 ноября 2020 года / Отв. за выпуск Е.А. Келлер. – Красноярск: Автономная некоммерческая образовательная организация "Институт психологии практик развития", 2021. – С. 91-103.
- Theoretical and Methodological Bases of a New School Model in Russia: Cultural-Historical Psychology and the Activity Approach as the Foundation of Educational Practice / V. K. Zaretsky, Yu. V. Zaretsky, T. D. Karyagina [et al.] // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. – 2021. – Vol. 18, No. 1. – P. 122-139.
- Пикалова, А. А. Условия становления субъектной позиции студентов инженерных направлений подготовки / А. А. Пикалова, Е. Ю. Федоренко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). – 2019. – № 2(48). – С. 119-131.
- Юдина, Ю. Г. Содержание и уровни становления проектного педагогического действия студентов первого курса университета / Ю. Г. Юдина, Е. Ю. Федоренко, С. И. Дрейцер // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 3(200). – С. 48-54.
- Xenophobia in adolescents: research into the basis for prevention / K. S. Kalinovskaya, E. V. Potapova, T. V. Skutina, E. Y. Fedorenko // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : Материалы V Международной научно-практической конференции, Красноярск, 22–23 ноября 2018 года / Под общей редакцией И.О. Логиновой. – Красноярск: Версо, 2018. – P. 66-72.
- Рефлексивное оборачивание проектного действия студента как необходимое условие становления его индивидуальной образовательной инициативности / Ю. Г. Юдина, С. И. Дрейцер, Е. Ю. Федоренко, О. С. Островерх // Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве : Материалы XXIV научно-практической конференции, Красноярск, 19–21 апреля 2017 года / Отв. за выпуск И.А. Дробышев. – Красноярск: Автономная некоммерческая образовательная организация "Институт психологии практик развития", 2018. – С. 83-90.
- Профилактика ксенофобии в образовании / Т. В. Скутина, К. С. Калиновская, Е. В. Потапова, Е. Ю. Федоренко ; Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2018. – 253 с.
Стаж профессиональной деятельности:
С 1990 года.
Стаж педагогической деятельности:
С 1999 года.