ул. Маерчака,6 law@sfu-kras.ru

Федоренко Елена Юрьевна

федоренко 56e66Кандидат психологических наук, доцент кафедры деликтологии и криминологии

 

Образование:

Красноярский государственный университет, 1990. Специальность «Психология», квалификация «Психолог». 

Ученая степень:

  • Кандидат психологических наук, специальность 19.00.07 – Педагогическая психология.

Ученое звание:

  • Доцент, специальность 19.00.07 «Педагогическая психология».

Диссертации:

Кандидатская диссертация: «Психологические механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса»  1990 г.

Место работы и должность:

  • Сибирский федеральный университет, Юридический институт, доцент кафедры деликтологии и криминологии;
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», доцент Института образования.
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Научно-исследовательская лаборатория когнитивных исследований, старший научный сотрудник;
  • Директор Агентства правовых и психологических экспертиз.

Научные направления:

  • Психология и педагогика развития;
  • Технология разрешения конфликтов и ведения переговоров;
  • Психологические основания отклоняющегося и коррупционного поведения.

Преподаваемые дисциплины:

  • Возрастная психология;
  • Психолого-педагогические особенности подросткового возраста и их учет в правотворческой и правоприменительной деятельности;
  • Основы противодействия экстремизму, терроризму, коррупционному поведению;
  • Психолого-педагогические технологии антикоррупционнго поведения; 
  • Юридическая психология;
  • Судебно-психологическая экспертиза.

Повышение квалификации:

  • «Как приручить презентацию», СФУ, 2025 г.
  • «Деятельностные практики развития учебной самостоятельности и самоопределения студентов», СФУ, 2024 г.
  • «Планирование и реализация учебных занятий в электронной информационно-образовательной среде», СФУ, 2024 г.
  • «Психолого-педагогические условия повышения эффективности инклюзивного образования студентов с ОВЗ», МВШСЭН 2023 г.
  • «Корпоративные сервисы» СФУ, 2022 г.
  • «Судебно-психологическая экспертиза» МГУ, 2022 г.
  • «Технологии работы в системах дистанционного обучения в образовательных организациях», 2022 г.
  • «Проектирование современных программ магистратуры в области менеджмента, экономики и финансов» АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2019 г.
  • «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», СФУ, 2018 г.
  • «Профилактика и разрешение конфликтов методами медиации в учреждениях образования и социальной защиты», Евразийский Союз академической мобильности и международного сотрудничества (Чешская республика, г. Прага), 2017 г.
  • «Интерактивные методы формирования гражданской идентичности обучающегося «Я — Россиянин», Частное учреждение культуры «Еврейский музей и Центр толерантности», 2017 г.
  • «Практика опто-моторной коррекции психосоматических нарушений и психологической незрелости в работе с детьми и взрослыми», 2017 г.
  • «Основы тьюторской деятельности», ФПКП СФУ, 2016 г.
  • «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», (учитель начальных классов) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и стандартом профессиональной деятельности педагога», СФУ, 2014-2015 гг.
  • «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования», СФУ, 2015 г.
  • «Психологические технологии проектирования и проведения интерактивных обучающих программ бизнес-тренинга», МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015 г.
  • «Информационные технологии в современном образовании», СФУ.
  • «Разработка электронных курсов системе LMS MOODLE», СФУ.

Научно-педагогическая и общественная деятельность:

  • Член Международной Ассоциации Экспертов в области психологии и права (реестровый номер 22/0026-3).
  • Действующий член Всероссийского общества психологов.
  • 2019-2023 гг. – Работа в программных комитетах: Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования» МВШСЭН, Всероссийской конференции «Практики развития» СФУ.
  • 2020-2021 гг. – Разработка концептуальной модели новой школы (эксперт) совместно с МГППУ.
  • 2018 г. – Стратегическое управление образовательной организацией в СФУ (руководитель).
  • 2018 г. – Развитие воспитательной среды современного университета (руководитель).
  • 2017 г. – Инженерный спецназ (руководитель программы психологической подготовки).
  • 2017-2019 гг. – Подготовка дирекции, сотрудников, супервизоров, волонтеров международного проекта «Универсиада 2019» в области психологии, СФУ (руководитель).
  • 2016-2019 гг. – Руководство образовательными программами подготовки муниципальных и государственных служащих управления кадров государственной службы губернатора Красноярского края и Законодательного Собрания Красноярского края – «Управление коммуникацией», «Практика переговоров», «Управление конфликтами».
  • 2016-2017 гг. – Руководитель программы повышения квалификации работников высшего образования в рамках эксперимента по внедрению инициативы CDIO в СФУ: разработка и реализация орг. деятельностных интенсивов для стартапов локальных проектов; разработка и реализация программы «Развитие личностных компетенций в инженерном образовании CDIO».

Награды:

  • Благодарственное письмо Директора Юридического института Сибирского федерального университета, 2025 г.
  • Благодарственное письмо Администрации губернатора Красноярского края, 2020 г.
  • Почетная грамота Министерства науки и высшего образования РФ, 2019 г.
  • Благодарственное письмо Исполнительной дирекции XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г. в Красноярске.
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2014 г.

Профили в наукометрических базах данных и иных ресурсах:

  1. РИНЦ
  2. ResearcherID: ABC-6100-2020
  3. ORCID: 0000-0001-5550-1353

Список наиболее значимых работ:

  1. Островерх, О. С. Федоренко, Е. Ю. Практики вовлечения преподавателей высшей школы  в образовательный процесс в контексте деятельностного подхода / О. С. Островерх, Е. Ю. Федоренко // Тенденции развития образования 2025. Сборник статей международной научно-практической конференции (27.02–01.03 2025 г.) : в 2 томах – М.  : ОАНО МВШСЭН, 2025. Том 2. – С. 539-557.
  2. Федоренко, Е. Ю. Самоопределение как основная компетенция предпринимателя в сфере образования / Е. Ю. Федоренко, С. И. Дрейцер, А. И. Островерх // Научно-педагогическое обозрение. – 2025. – № 1(59). – С. 36-45.
  3. Родительские действия в контексте представления о самостоятельности ребенка / К. С. Калиновская, Е. Ю. Федоренко, О. С. Островерх, О. В. Александрова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2024. – Т. 18, № 3. – С. 139-162.
  4. Игровые техники и  технологии в обучении. Учебно-методическое пособие / Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии ; сост. Н. В. Гафурова [и др.].  Электрон. текстовые дан. (8,8 Мб).  Красноярск : СФУ, 2024.  40 с.
  5. Основы противодействия коррупции в сфере образования : учеб. пособие / Е. А. Акунченко, С. П. Басалаева, М. А. Волкова [и др.] ; под ред. И. А. Дамм. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2023. – 366 c. 
  6. Федоренко, Е. Ю. Рефлексивное действие в образовательном пространстве как основа самоопределения студента / Е. Ю. Федоренко, С. И. Дрейцер, А. И. Островерх // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – Т. 17, № 4. – С. 42-62.
  7. К вопросу о предпринимательском университете психолого- педагогического профиля / Е. Ю. Федоренко, О. С. Островерх, К. С. Калиновская, О. В. Александрова // Практики развития и современное образование: принципы и способы построения : Материалы XXVIII научно-практической конференции, Красноярск, 20–22 мая 2021 года. – Красноярск: Институт психологии практик развития, 2022. – С. 91-105.
  8. Новая подростковая школа - вызов и перспективы развития / В. К. Зарецкий, Ю. В. Зарецкий, Т. Д. Карягина [и др.] // Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада : Материалы XXVII научно-практической конференции, Красноярск, 12–14 ноября 2020 года / Отв. за выпуск Е.А. Келлер. – Красноярск: Автономная некоммерческая образовательная организация "Институт психологии практик развития", 2021. – С. 91-103.
  9. Theoretical and Methodological Bases of a New School Model in Russia: Cultural-Historical Psychology and the Activity Approach as the Foundation of Educational Practice / V. K. Zaretsky, Yu. V. Zaretsky, T. D. Karyagina [et al.] // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. – 2021. – Vol. 18, No. 1. – P. 122-139.
  10. Пикалова, А. А. Условия становления субъектной позиции студентов инженерных направлений подготовки / А. А. Пикалова, Е. Ю. Федоренко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). – 2019. – № 2(48). – С. 119-131.
  11. Юдина, Ю. Г. Содержание и уровни становления проектного педагогического действия студентов первого курса университета / Ю. Г. Юдина, Е. Ю. Федоренко, С. И. Дрейцер // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 3(200). – С. 48-54.
  12. Xenophobia in adolescents: research into the basis for prevention / K. S. Kalinovskaya, E. V. Potapova, T. V. Skutina, E. Y. Fedorenko // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : Материалы V Международной научно-практической конференции, Красноярск, 22–23 ноября 2018 года / Под общей редакцией И.О. Логиновой. – Красноярск: Версо, 2018. – P. 66-72.
  13. Рефлексивное оборачивание проектного действия студента как необходимое условие становления его индивидуальной образовательной инициативности / Ю. Г. Юдина, С. И. Дрейцер, Е. Ю. Федоренко, О. С. Островерх // Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве : Материалы XXIV научно-практической конференции, Красноярск, 19–21 апреля 2017 года / Отв. за выпуск И.А. Дробышев. – Красноярск: Автономная некоммерческая образовательная организация "Институт психологии практик развития", 2018. – С. 83-90.
  14. Профилактика ксенофобии в образовании / Т. В. Скутина, К. С. Калиновская, Е. В. Потапова, Е. Ю. Федоренко ; Сибирский федеральный университет, Институт педагогики, психологии и социологии. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2018. – 253 с.

Стаж профессиональной деятельности: 

С 1990 года.

Стаж педагогической деятельности: 

С 1999 года.

Авторизация

Поиск на сайте