Этический кодекс
{mosmodule module=klinika}
Преамбула
осознавая социальную роль профессии юриста в жизни общества,
руководствуясь ценностями права и нравственности,
признавая своим долгом защиту прав и свобод человека и гражданина,
объединенные идеями правового просвещения и оказания безвозмездной квалифицированной правовой помощи социально незащищенным людям,
исходя из стремления сформировать новое поколение юристов, разделяющих и поддерживающих ценности права и правового государства, стремящихся выполнять свои профессиональные функции во благо общества,
принимаем настоящий Этический Кодекс участников ЮК СФУ.
Раздел 1. Общие положения
Статья 1.
Настоящий Кодекс призван определить систему правил поведения ЮК СФУ в отношениях с обращающимися в ЮК СФУ гражданами (далее - клиенты), государственными и муниципальными органами, организациями и физическими лицами, а также в отношениях участников друг с другом.
Статья 2.
Соблюдение этических норм настоящего Кодекса при исполнении возложенных функций является обязательным для всех участников ЮК СФУ.
Статья 3
Деятельность ЮК СФУ основывается на принципах:
- Служения праву, людям и общественным интересам.
- Законности.
- Социальной справедливости.
- Независимости.
- Профессионализма.
- Самостоятельности.
- Гуманизма.
- Безвозмездности.
- Коллегиальности.
- Демократизма.
- Добровольности.
- Индивидуальной и коллективной ответственности.
Раздел 2. Основы этических взаимоотношений участников
ЮК СФУ с клиентами
Статья 4.
В своей деятельности участники ЮК СФУ обязаны:
- Работать честно, добросовестно, компетентно.
- Защищать права и законные интересы нуждающихся в защите.
- При оказании помощи использовать только правовые средства и способы.
- Соблюдать этические нормы и правила.
- Стремиться к профессиональному росту и развитию.
Статья 5.
ЮК СФУ оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, которые в силу жизненных обстоятельств не могут получить её у юристов, оказывающих платные услуги. При этом в обучающих целях правилами ЮК СФУ может быть предусмотрен отбор дел ЮК СФУ.
Обучение студента в ЮК СФУ не должно быть направлено на извлечение материальной выгоды.
Статья 6.
При обращении клиента за правовой помощью отношения по поводу ее оказания возникают между клиентом и ЮК СФУ в целом.
О передаче дела от одного участника ЮК СФУ к другому клиент должен быть заранее уведомлен. При этом клиенту должны быть разъяснены причины такой передачи.
Клиент обязан содействовать ЮК СФУ в разрешении его проблемы, если отсутствуют обстоятельства, делающие невозможным такое содействие.
Статья 7.
Участники ЮК СФУ обязаны сохранять в тайне любые сведения о клиенте и его деле, которые стали им известны. Данная обязанность участника ЮК СФУ бессрочна. Распространение тайны клиента возможно только лишь с его согласия.
Материалы дел клиентов могут быть использованы в учебных и иных целях только с согласия клиентов. При этом из материалов должны быть исключены все данные позволяющие идентифицировать личность клиента.
Статья 8.
ЮК СФУ не может принимать на себя ведение дел клиентов при наличии ситуации конфликта интересов.
Конфликт интересов имеет место в случаях, когда интересы клиента противоречат:
- Интересам лица, являющегося или ранее являвшимся клиентом ЮК СФУ, даже если клиенты обратились/обращались в разные подразделения или общественные приёмные ЮК СФУ.
- Интересам участников ЮК СФУ и их близких.
- Интересам Юридического института и СФУ в целом.
Статья 9.
Если конфликт интересов на момент принятия дела участником ЮК СФУ не был очевиден, либо его возникновение в будущем вообще нельзя было предусмотреть, участник ЮК СФУ при выявлении конфликта интересов обязан незамедлительно уведомить клиента об этом, а также о невозможности в дальнейшем продолжать работу по его делу. Это же правило действует в случае обнаружения конфликта интересов клиентов, дела которых находятся в производстве ЮК СФУ.
Статья 10.
Участник ЮК СФУ не вправе оказывать юридическую помощь:
- При несогласии клиента с правилами работы ЮК СФУ.
- В ситуации конфликта интересов.
- Если клиент в состоянии оплатить юридические услуги и имеет возможность получить юридическую помощь вне клиники.
- Если у клиента есть защитник или представитель, который против коллегиального ведения дела.
- Клиенту, требования которого противоречат закону, или когда для защиты своих интересов клиент требует использовать неправовые средства и способы.
- Если у ЮК СФУ отсутствует и не может быть сформирована обоснованная правовая позиция по делу клиента, либо когда ЮК СФУ и клиент не могут согласовать общую позицию по делу.
- Клиенту, потерявшему доверие к ЮК СФУ.
- При отказе клиента сделать самостоятельный выбор варианта решения его проблемы.
- В случае некомпетентности участников клиники и невозможности её устранения.
- Если клиент отказывается содействовать ЮК СФУ в решении его проблемы в тех случаях, когда имеет возможность оказывать такое содействие.
Статья 11.
Участник ЮК СФУ обязан полностью информировать клиента о планируемых и предпринимаемых им по делу действиях и о результатах указанных действий, а также отвечать на все вопросы клиента по делу. Информация, представляемая клиенту, должна быть полной и объективной.
Статья 12.
Участник ЮК СФУ не вправе каким-либо образом вводить клиента в заблуждение относительно:
- Сложности дела.
- Вариантов решения проблемы клиента.
- Времени, необходимого для разрешения дела.
- Всех возможных результатов разрешения дела и потенциальных расходов клиента.
- Иных обстоятельств, касающихся дела клиента.
Участник ЮК СФУ не вправе гарантировать решение проблемы клиента, положительные результаты или полное удовлетворение его требований.
Если участник ЮК СФУ сомневается в обоснованности требований клиента, он может оказывать юридическую помощь.
Если проблема клиента не может быть решена правовыми средствами (безнадёжность дела), ЮК СФУ не вправе принимать такое дело.
Статья 13.
В рамках ЮК СФУ консультацией является представление клиенту всех возможных правовых вариантов решения его проблемы, положительных и отрицательных сторон каждого варианта, правовых и неправовых последствий реализации каждого варианта, механизмов реализации вариантов.
При оказании правовой помощи участник ЮК СФУ не вправе высказывать или иным образом демонстрировать своё предпочтение тому или иному варианту, а должен исходить исключительно из интересов и целей клиента.
Из предложенных участником ЮК СФУ вариантов решения проблемы клиент должен самостоятельно выбрать приемлемый для него вариант. Участник ЮК СФУ не вправе принимать решения за клиента.
Статья 14.
При ведении дела двумя и более участниками ЮК СФУ у них не должно быть разных позиций решения проблемы клиента. Все противоречия должны быть устранены до представления клиенту консультации.
Статья 15.
Работая над делом клиента, участник ЮК СФУ не вправе принимать оригиналы документов даже при согласии на это самого клиента. В исключительных случаях, когда ведение дела связано с использованием только оригиналов документов, участник ЮК СФУ вправе принять оригиналы документов клиента, составив об этом и передав клиенту расписку, разъяснив клиенту цели использования документов и момент их возвращения.
Статья 16.
Принимая дело клиента, участник ЮК СФУ должен быть уверен в достаточности знаний, навыков и опыта, необходимых для разрешения проблемы клиента, либо в способности повысить свою компетентность до уровня, необходимого для разрешения проблемы клиента.
Статья 17.
Во взаимоотношениях с клиентом участник ЮК СФУ должен быть тактичным, корректным, вежливым, а также оказывать при необходимости клиенту моральную поддержку.
Участник ЮК СФУ должен соблюдать основополагающие правила делового общения, быть ответственным, честным, пунктуальным, дисциплинированным и обязательным.
Статья 18.
Участник ЮК СФУ отвечает перед ЮК СФУ за результаты своей деятельности в ЮК СФУ.
Глава 2. Основы этических взаимоотношений между участниками ЮК СФУ
Статья 19.
Отношения между участниками ЮК СФУ основываются на взаимоуважении, доверии, коллегиальности и взаимопомощи.
Статья 20.
Участник ЮК СФУ должен оказывать посильную поддержку участникам ЮК СФУ, которые к нему обратились за помощью.
Статья 21.
Участники ЮК СФУ обязаны воздерживаться от критических замечаний в адрес друг друга в присутствии клиентов.
Если один участник ЮК СФУ считает, что другой участник ЮК СФУ при оказании помощи клиенту допустил ошибку, он должен обсудить её в отсутствии клиента. Если участники не придут к единому мнению, оказание помощи необходимо отложить и принять меры, направленные на разрешение данной ситуации.
Статья 22.
Постоянные сотрудники ЮК СФУ обязаны заботиться о сохранении традиций ЮК СФУ, оказывать всяческое содействие и помощь в воспитании, обучении и профессиональной деятельности стажеров ЮК СФУ.
Стажеры обязаны с должным вниманием и уважением относиться к рекомендациям, даваемым более опытными сотрудниками ЮК СФУ.
Глава 3. Основы этических взаимоотношений участников ЮК СФУ с иными субъектами
Статья 23.
Участник ЮК СФУ не должен допускать поступков и действий, унижающих честь и достоинство другого человека, должен быть культурным и доброжелательным.
Статья 24.
Представляя интересы клиента в государственных, муниципальных органах власти или общественных организациях, участник ЮК СФУ должен осознавать, что представляет ЮК СФУ и своим поведением создает впечатление о ЮК СФУ, а также о Юридическом институте и СФУ в целом.
Участник ЮК СФУ должен постоянно поддерживать её авторитет
Статья 25.
Участник ЮК СФУ должен проявлять должное уважение к представителям юридической профессии, быть корректным в своих замечаниях и оценках.
Переходные положения
Статья 26.
Актами ЮК СФУ могут предусматриваются специальные этические нормы и правила поведения участников ЮК СФУ.