Кристоф Дайнингер
В гостях редакции - Кристоф Дайнингер – лектор Германской службы академических обменов (DAAD) – рассказал нам немного о себе, своей работе и различиях между Россией и Германией.
- Как вы оказались в России?
- Впервые я приехал в Россию – а тогда еще в Советский Союз – в 1990 году, будучи студентом факультета славистики – изучения славянских языков и славянской культуры. Начиная с этого времени, я регулярно приезжал в Россию, а с 1998 года я постоянно живу здесь. Вначале меня пригласили работать в Литературный институт имени Горького в Москву преподавателем немецкого языка и немецкой литературы. Затем, в 2000 году я переехал в Красноярск и уже считаю Германию своей исторической родиной. Однако благодаря интернету и другим современным средствам массовой коммуникации я постоянно поддерживаю связь с Германией. Это для меня очень важно.
- А почему вы переехали именно в Красноярск?
- Впервые я попал в Красноярск благодаря организации, на которую я и сейчас работаю – Германской службе академических обменов(DAAD). Меня направили сюда заниматься преподавательской деятельностью. Я координировал стипендиальные программы, которые являются важной составляющей программы DAAD. Вскоре я привык к Сибири, к холоду и специфическим особенностям жизни сибиряков. И я решил остаться здесь. К тому моменту я уже открыл свой частный бизнес, сейчас вновь работаю на DAAD и продолжаю заниматься преподавательской деятельностью в Сибирском Федеральном университете. Я преподаю немецкий язык на кафедре сравнительного правоведения Юридического факультета СФУ. В рамках ОСП реализуется программа по обмену студентами, мы вплотную сотрудничаем с баварским университетом Пассау. Для студентов существует замечательная возможность получить стипендию и на год поехать учиться в Германию. Многие из тех, кто воспользовался этим шансом, не останавливаются на достигнутом, а, получив диплом в России, уезжают в Германию –проходить обучение по магистерским программам. Кроме того, я преподаю еще на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации.
- Не могли бы Вы более подробно рассказать о DAAD?
- DAAD – это организация, объединяющая все немецкие вузы. Она направлена на координирование деятельности в области международного научного сотрудничества. DAAD включает в себя различные проекты, в том числе стипендиальные программы. Я работаю именно в рамках стипендиальных программ – помогаю студентам и ученым, насколько это возможно, не запутаться в изобилии информации и найти свой путь в научный мир Германии. Конечно, там огромное количество вузов, и невозможно все обо всех знать, но для этого в нашей организации существуют базы данных и иные вспомогательные средства, так что мы имеем возможность быстро найти интересующую информацию. Далее мы находим ученых, занимающихся определенными темами, и помогаем им наладить первичный контакт. Потом они уже самостоятельно строят совместные планы, обсуждают научные проблемы, а наша работа на этом заканчивается. Также существуют стипендиальные программы для студентов, аспирантов, профессоров. Ежегодно около 700 студентов и ученых по всей России получают стипендию, и это замечательный показатель эффективности работы нашей программы.
- Скажите, пожалуйста, в общих чертах, – какие отличия России от Германии сразу бросаются в глаза?
- Разумеется, существует ряд довольно заметных отличий. Конечно, здесь большую роль играет субъективный фактор – каждый человек по-своему все воспринимает, то, что для одних важно, для других несущественно. Однако, чтобы лучше показать различия, следует описывать крайние точки существующей ситуации. Хоть это и немного утрированно, однако помогает глубже вникнуть в суть вопроса.
Начну с того, что многие русские предпочитают говорить, что Россия – это Евразия, смесь Азии с Европой. Лично я придерживаюсь мнения, что Россия – все-таки европейское государство. Классическая школа российской культурной жизни ориентирована не на Восток, а скорее на Европу. Это проявляется в том, какие книги, фильмы предпочитают русские, какой образ жизни им ближе. Однако, за счет того, что значительная часть территории России простирается на обширных азиатских просторах, чувствуется влияние именно азиатской культуры на повседневную жизнь.
Кроме того, следует отметить, что у русских другая ментальность. В некоторых аспектах это сильно заметно. К примеру, Германия – это корпоративное общество, здесь практически по любому возникающему вопросу можно обратиться в соответствующий союз или объединение, специализирующееся именно на данной проблеме. В Германии люди склонны решать все жизненные вопросы коллективно. В России же зачастую непросто найти подобные организации, куда можно было бы обратиться. Это минус. Но плюс в том, что в России люди умеют импровизировать гораздо лучше, более гибко реагируют на изменение ситуации и могут под нее подстроиться. У немцев такие черты менее развиты. Их сознание сформировано таким образом, что для них гораздо проще следовать установленным нормам. Это помогает структурировать, к примеру, единое понимание законов относительно юриспруденции – это здорово, но, вместе с тем, подобное отношение часто распространяется и на личную жизнь, которую немцы так же стремятся устроить по правилам. Конечно же, нельзя судить однозначно. Есть определенные правила и в России, и многие им стараются следовать.
Еще стремление к структурированности особенно проявляется в административно-территориальном устройстве Германии. Многие, побывав там, удивляются, какие все деревни чистенькие, ухоженные. И это во многом определяется «мышлением по правилам», которое помогает организовывать свой окружающий мир. А если посмотреть на пространство, которое присвоил русский народ, на огромные просторы, то понимаешь, что здесь, естественно, должны быть иные принципы организации общества. Ведь есть множество небольших деревень, поселений, разбросанных по стране, расположенных довольно далеко друг от друга – там, безусловно, существуют государственные институты, и они во многом влияют на жизнь людей, но, тем не менее, именно эта гибкость, умение импровизировать – то, что необходимо в такой жизненной ситуации. Это определено, наверное, самой природой. А в Германии в среднем 170 человек живут на одном квадратном километре – это накладывает особенный отпечаток, вынуждает людей учиться жить коллективом.
Очень важным моментом, по моему мнению, является понятие свободы. Если судить по критериям достатка, уровня жизни, то люди в Германии более свободные. Однако немецкое воспитание, обусловленное историческим развитием, религией протестантизма, завинчивает гайки, делает человека дисциплинированным изнутри. Поэтому русские люди более свободные внутренне. Это, безусловно, положительный аспект. Но в некоторых случаях это частичное отсутствие «внутреннего законодательства» может привести к вседозволенности, когда свобода фактически превращается в хаос. Но изначально мне очень нравится эта черта русских, определяющая их огромный творческий потенциал.
- А что Вы бы пожелали нашим студентам, сотрудникам, преподавателям?
- Я желаю всем юристам терпения и профессионализма, чтобы объективно решать все вопросы, возникающие в различных сферах. Я думаю, что это необходимая профессия. Как следствие, это вытекает из того, что сейчас сказал про феномен свободы в России. Мне кажется, что работа юриста – огромный воспитательный процесс, который будет идти еще долгое время. Нашим детям, внукам обязательно нужно прививать уважение к закону. И в этом аспекте именно юристы могут внести ценный вклад в развитие страны в целом и в развитие каждого отдельного человека в частности.
Анна Вавулина