ул. Маерчака,6 law@sfu-kras.ru

Заседание научно-исследовательского кружка «Актуальные проблемы правового обеспечения бизнеса»

_экрана_2022-03-22_в_17.15.23_87bb6.png22 марта состоялось очередное заседание научно-исследовательского кружка «Актуальные проблемы правового обеспечения бизнеса», которое организовали совместно преподаватели кафедры предпринимательского, финансового и конкурентного права и кафедры трудового и экологического права.

Заседание было посвящено исключительно актуальной теме – «Углеродный след товаров, работ и услуг».

На заседании обсуждались такие вопросы:

- понятие углеродного следа товаров, работ и услуг (доклад по нему подготовили Фицай Дарья Александровна, старший преподаватель кафедры трудового и экологического права, и старший преподаватель кафедры предпринимательского, финансового и конкурентного права Староватова Светлана Викторовна);

- понятие и перспективы развития «зеленых закупок» (докладчик - доцент кафедры предпринимательского, финансового и конкурентного права Егорова Лариса Юрьевна);

- углеродное налогообложение (с докладом выступил старший преподаватель кафедры предпринимательского, финансового и конкурентного права Николаев Алексей Викторович).

_экрана_2022-03-24_в_12.39.29_156a0.pngУчастники заседания узнали, что углеродный след — это сумма выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов в продукционной системе, выраженная в единицах CO2-эквивалента и основанная на оценке жизненного цикла продукции с использованием одной категории воздействия — изменение климата. К парниковым газам относят углекислый газ, метан, озон и даже пар. Углеродный след оставляют все живые существа, неодушевленные предметы (здания, сооружения, вещи), услуги, различные действия и пр.

Величина углеродного следа у каждого предмета или действия различна и складывается из затрат человека на создание вещи или оказание услуги. Ученые подсчитали, что след полёта 1 человека на самолёте от Красноярска до Москвы - около 0,5 тонн CO2–эквивалента, а след сети биткоина за 2021 год составил 65,4 мегатонн CO2–эквивалента.

Исследование углеродного следа продукции нацелено на расчет потенциального «вклада» продукта в глобальное потепление.

Один из способов снижения эмиссии парниковых газов – это закупки для го-сударственных нужд товаров и услуг с учетом экологических критериев («зеленые» закупки).

Экологически безопасные товары и услуги могут стоить дороже, но при этом требуют меньших затрат при использовании и утилизации. К примеру, строительство энергосберегающего здания (школы, садика и т.п.) обойдется дороже, но меньшие эксплуатационные расходы приведут к сокращению срока окупаемости. А если это энергосберегающий товар, то долгосрочная экономия покроет затраты на его покупку.

Казалось бы, всем понятно, что люди явно предпочитают экологически чистый общественный транспорт и экологичные товары. Почему же зеленые закупки пока встречаются не часто? Причины этого были проанализированы во втором докладе.

Расширение зеленых закупок особенно актуально в современный период, когда в условиях беспрецедентных экономических санкций отечественному бизнесу необходимо будет заместить отток товаров, услуг и технологий. И эта задача обещает быть успешной, учитывая такие же, беспрецедентные, меры государственной поддержки российского бизнеса.

Итак, парниковые газы, генерируемые хозяйственной деятельностью человека, влекут разрушительные социальные издержки. Однако обывателю, включая предпринимателей, не очевидна связь между выбросом парниковых газов и более суровыми погодными явлениями или ущербом здоровью.

Два механизма призваны сделать скрытые от глаз обывателя причинно-следственные связи не только явными, но и ощутимыми для многих, а в перспективе - для каждого. Во-первых, это продажа квот на выброс парниковых газов. Во-вторых, налог на углеродный след, он же - углеродный налог или carbontax. Объектом налогообложения в этом случае является тонна парниковых газов, высвобожденных и попавших в атмосферу при ведении хозяйственной деятельности.

О том, какова цель этого налога, кто должен его платить, как он рассчитывается, каковы его преимущества и недостатки, участники заседания узнали из третьего доклада.

Вопрос о введении такого налога только обсуждается, но в России предлагают и другие варианты стимулирования снижения парниковой нагрузки на окружающую среду. К ним относят освобождение от уплаты транспортного налога тех, кто эксплуатирует автомобиль с электродвигателем, установление налоговой льготы для тех плательщиков НДС, которые пытаются сделать производство более экологичным, и др.

Тема заседания была абсолютно нова для подавляющего большинства участников, однако к каждому докладчику появились вопросы…

Отметим, что впервые в заседании научно-исследовательского кружка дистанционно участвовали студенты другого университета - СПбГУ. Гостей было больше десяти.

Запись заседания кружка можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/ZgQe79wKb2Q

Авторизация

Поиск на сайте