Поступление
Коротко о юридическом институте
План набора, вступительные испытания, стоимость обучения
Льготы по оплате за обучение
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Магистратура
Отзывы родителей студентов ЮИ
О предоставлении общежитий
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Рабочие планы
Отделение Сравнительного Правоведения
Стипендии, премии
Льготы по оплате
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Практика
Итоговая аттестация
Поступление иностранных граждан и лиц без гражданства
Стоимость обучения и способы оплаты
Магистратура
Общие сведения
Образовательные программы
Учебные планы
Расписание
Поступление иностранных граждан и лиц без гражданства
Стоимость обучения и способы оплаты
Аспирантура
Общие сведения
Информация для иностранных граждан и лиц без гражданства
Стоимость обучения и способы оплаты
Диссертационный совет
Юридическая клиника
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Ул.Красной Армии, д.3
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Методические материалы
Электронная библиотека
Кафедра уголовного процесса
Кафедра теории государства и права
Кафедра деликтологии и криминологии
Сборники ЮИ
Уникальные проекты
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Комментарии к законодательству
Полезные ссылки
Мы в социальных сетях
Юридические ВУЗы
Гранты
Центр Карьеры
Наши партнеры
Признание
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация


Людмила МИЦКЕВИЧ: «И мундиры снимались только так!..»

Mizkevich_0_8ca96.jpg«Не интересный я человек для журналистов, моё главное хобби — это административное право, тренинги», — с такого неожиданного признания началось наше знакомство с кандидатом юридических наук, профессором кафедры конституционного, административного и муниципального права ЮИ СФУ Людмилой Абрамовной МИЦКЕВИЧ.

Коллеги считают профессора основоположником и вдохновителем красноярской школы административного права, а в 2015 году Л.А. Мицкевич стала лауреатом премии «Юрист года», учреждённой Красноярским региональным отделением Ассоциации юристов России — это самая престижная в профессиональном сообществе награда.

— Когда я с красным дипломом окончила Красноярский госуниверситет, меня пригласили на кафедру. Однако вскоре прошло сокращение, и я, молодой специалист, осталась без работы, — рассказывает Людмила Абрамовна. — Но нет худа без добра. Устроилась юристом на маленькую зарплату в небольшую торговую организацию «ОРС Красноярского леспромхоза». В пору тотального дефицита мы, сотрудники ОРС, жили как у Христа за пазухой. Посмотрите миниатюры Аркадия РАЙКИНА: всё про сферу торговли в те годы — правда! А когда на кафедре юрфака освободилась ставка, меня нашли и позвали на работу.

— Почему вы решили покинуть хлебное место и вернуться в университет?

— Это было непросто. Но сильно уговаривало руководство факультета и особенно заведующий кафедрой, профессор Борис Тимофеевич БАЗЫЛЕВ — человек незаурядного ума, уважаемый, творческий. Помню, напирал на социальную значимость: «Кто, если не ты? Ты же понимаешь, что студенты — это будущее нашей страны» и т.д. Одновременно и мужа моего Александра Фёдоровича МИЦКЕВИЧА (он тоже окончил юрфак университета с красным дипломом) в это время пригласили на факультет. Хорошо запомнила, что меня уговаривали в деканате 1 час 40 минут, а мужа — часа два. Долго мы с ним думали, не спали несколько ночей. В конце концов оба пошли в университет, и это решение было такой точкой аттрактора, потому что предопределило не формальный, не застойный характер жизни.

Я попала на кафедру государственно-правовых дисциплин и наивно думала, что меня научат вести занятия, дадут возможность освоить предметы в деталях. А мне вдруг говорят: завтра в 8:20 читаете лекцию. Я спрашиваю: как готовиться? методика? И получаю решительный ответ: как у вас преподавали, так и вы ведите.

Весь свой первый отпуск я провела в библиотеке, набирала специальную литературу: как нужно преподносить материал, как задачи и вопросы ставить. Всё лето конспектировала. И сложилось. Это сейчас со студентами непросто работать, а тогда всё было легко, я была молодая, все обо мне заботились — домой провожали, на праздники студенческие приглашали…

Видимо, в человеке заложена программная, генетическая склонность к тому, чтобы другим информацию передавать. И я работаю на кафедре с большим удовольствием. Если обнаружу новую информацию — обязательно систематизирую, а пока этого не сделаю — уснуть не могу, а утром уже надо бежать другим рассказать.

Кстати, мама моя была школьным педагогом, преподавала естественные науки, и отец (этнический немец) учился на учителя, но был репрессирован.

В перестройку, когда в стране вектор с застойного управления сменился на свободное, никто не знал, что с этим делать, и вот тут началось самое интересное. Мы со студентами стали проявлять творчество и определять, каким должно быть эффективное управление и нормы, его регулирующие. А раз предмет деятельности — исполнительная власть, конечно, я должна была вплотную с этой властью работать — стажировка, практика… И как раз в то время к нам в город приехала большая группа ведущих столичных учёных по государственному и административному праву, они проводили какой-то проект. Несколько дней работы в крайисполкоме бок о бок с выдающимися юристами страны — это был бесценный опыт!

После этого я заинтересовалась наукой, несколько раз ездила в Москву, в Институт государства и права РАН на конференции. Продолжала и работу в исполкоме, потому что темы моих научных исследований касались эффективности и совершенствования деятельности исполнительной власти. Потом на волне гласности и перестройки началась административная реформа (забегая вперёд, скажу, что довелось мне быть даже региональным экспертом Всемирного банка по этому направлению). В университете проводили семинары зарубежные эксперты из Германии, Америки, Франции. Тогда и зародилась проектная деятельность с Германией по программе DAAD на отделении сравнительного правоведения — обучение за границей, стажировки.

— В настоящее время вы проводите управленческие организационные тренинги, но участники из разных сфер: образование, культура, медицина. Есть отличия в механизме управления?

— Я два с половиной года училась ведению этих тренингов и поняла простую истину: это для тех, кто управляет самолётом, автомобилем или комбайном, есть различия, а управление в отраслях — всё равно управление людьми, поэтому закономерности универсальные. Технологии работают, несмотря на то, что цели и интересы разные.

Помню, однажды делали мы тренинг для завучей школ, разрабатывали тему, связанную с профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Школьные работники — специфический народ, они привыкли к абсолютному послушанию, чёткости и любят командовать сами. А тут надо было, чтобы они сняли с себя мундиры и выполняли задания, в том числе игровые и нестандартные. Очень я беспокоилась. Но в итоге получился один из самых интересных тренингов! Оказалось, когда участники освободились от обуви на огромных каблуках и стали, ползая на четвереньках, рисовать на полу, на больших листах бумаги, то очень хорошо сработались! И мундиры снимались только так!

Но встречаются на тренингах и люди (особенно госслужащие бюрократических структур), которые встают и уходят с занятия, мол, не буду я тут на четвереньках лазить. Мы к ним относимся с пониманием, более того — это совершенно чёткий диагноз. Человек работает в субординационной структуре: вышестоящим подчиняется, а нижестоящим не считает нужным.

Я очень люблю тренинги, они никогда не повторяются! Бывает, на выездных тренингах модераторы — а это всегда и управленец, и психолог — всю ночь не спят, думают, как найти выход из тупика, в который зашла группа. И есть закономерность: чем труднее модератору, тем больше потом эффект.

Расскажу, как создавался кадровый центр для госслужащих. Мы устроили мозговой штурм на тему: что университет может дать краевым органам исполнительной власти, чтобы служащие стали профессиональнее? Пришли к выводу, что нужно сделать специальную совместную с администрацией края структуру. Были определены дисциплины, чему учить — психология, филология, юриспруденция, теория управления, этикет и ещё много чего.

И эта обучающая программа функционирует до сих пор, представляете?

— Людмила Абрамовна, вы успели поработать со многими губернаторами — ВЕПРЕВЫМ, ЗУБОВЫМ, ЛЕБЕДЕМ, ХЛОПОНИНЫМ…

— Особенно с Зубовым много, потому что Валерий Михайлович сам в университете преподавал и понимал, как важно учёных привлекать. Сейчас вхожу в комиссию Законодательного Собрания края, которая занимается антикоррупционной экспертизой проектов нормативных актов краевых законов, и это вещь не просто модная, а действительно работает.

— Вы автор цикла лекций по совершенствованию государственного управления. Этот цикл чрезвычайно популярен у госслужащих. В качестве регионального эксперта участвовали и в Межрегиональном проекте «Разработка и внедрение методик проведения конкурсного отбора на замещение вакантной должности и оценки деятельности государственных служащих»…

— … и разработала методологию оценки госслужащих, которую до сих пор используют. Её время от времени поправляют, но основа создана была с помощью зарубежных экспертов, специалистов из Америки, Франции, Германии. Ими дана была отличная база — объективное оценивание управленческого труда.

— А разве труд управленцев можно как-то измерить?

— Можно, если описать функцию правильно, как набор действий. Тогда обязательно у функции будет конкретный результат и его получатель. А результат можно определить по трём критериям: количество, качество и сроки.

На практике часто сталкиваюсь с тем, что функция описывается общими фразами типа: «разработка проекта краевого бюджета». Я говорю: разве ваш отдел это разрабатывает, а не Минфин? Оказывается, функция в следующем: подготовка проекта предложений для внесения в определённую часть краевого бюджета о возможности выделения денег на поддержку малого бизнеса. Такая маленькая бумажка…

Бывают целые органы и отделы, в которых нет функции, или она неправильно описана. Начинаешь читать — общие фразы: орган несёт ответственность за развитие и повышение благосостояния народа. И получается, что этот орган надо убирать, а у людей зарплата…

Однажды, когда я написала заключение в одном субъекте Федерации, думала — ноги не унесу, были угрозы. Когда через полгода вернулась туда, увидела, что ничего не изменилось. Но как эксперт я делаю заключение, а заставить губернатора реорганизовывать орган — не имею полномочий. И несмотря ни на что даже в мыслях не было — перестать заниматься экспертизой, потому что это безумно интересно!

— Когда вы стали лауреатом премии «Юрист года», была ли эта награда для вас неожиданной?

— Я понимаю, что стала экспертом-профессионалом, и очень приятно было получить признание коллег. А в прошлом году меня наградили Почётной грамотой губернатора Красноярского края «за большой личный вклад в совершенствование государственного управления в Крас­ноярском крае», что тоже очень приятно.

Но есть у меня одна историческая награда, которой больше всего горжусь, — это Бла­го­дарственное письмо за подписью ректора КГУ, члена корреспондента Российской академии образования Александра Сергеевича ПРОВОРОВА, где меня поздравляют «с блестящей победой в настоящих демократических студенческих выборах «Лучший преподаватель университета-2001»…

— В 2015 году в издательстве «Проспект» вышел один из самых значительных ваших трудов «Очерки теории административного права: современное наполнение». Он рассчитан и на студентов, и на практикующих юристов?

— В большей степени на студентов, но и юристы, занимающиеся административным правом, и судьи арбитражных судов тоже им пользуются. Я анализирую там самые сложные проблемы административного права.

— Многие ваши ученики стали прекрасными специалистами, кандидатами юридических наук…

— Я требовательный преподаватель, и со мной занимались только очень ответственные и способные ребята. Например, моя бывшая студентка Анна Федотовна ВАСИЛЬЕВА написала великолепную кандидатскую диссертацию, сейчас она доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права, работает заместителем директора ЮИ СФУ по науке. К слову, Анна Федотовна в совершенстве владеет немецким языком, и мы часто работаем с ней в паре по зарубежному административному праву.

Денис Сергеевич АНДРЕЕВ — тоже гордость нашего института. Он дважды занимал первое место в России среди студентов по административному праву. И в первый раз комиссия даже заподозрила, что он пользуется техническими средствами, не поверили, что студент из Сибири может быть настолько эрудированным. А когда стали его подробно обо всём расспрашивать, очень удивились, что в далёком Красноярске действительно читают лекции про передовые зарубежные технологии.

— Если отвлечься от работы — как любите проводить отпуск, свободное время?

— В путешествиях! Много раз бывала в Германии. После падения железного занавеса все мои родственники вернулись на историческую родину. Когда я впервые побывала в этой стране, то почувствовала себя настолько дома… Тем более языком хорошо владею (папа с мамой всегда разговаривали и по-русски, и по-немецки). Это чувство насквозь пронизывало, до глубины души. И мне так захотелось сохранить это состояние, но не остаться ТАМ, а вернуться в Красноярск и сделать ЗДЕСЬ хорошо, как там. И с начала 90-х мы с Александром Фёдоровичем (он был деканом юридического факультета, а потом проректором КГУ) создавали проекты и программы отделения сравнительного правоведения в нашем университете, и до сих пор студенты ездят на учёбу по этой программе.

Несколько раз я бывала в слу­жебных командировках во Франции, в Чехии, отдыхала в Испании, Италии, Черногории, Хорватии, в Индии, в Тунисе. Теперь мечтаю побывать в Китае. Очень ценю новые впечатления, экзотику. Обычно беру с собой в дорогу детективы. Ещё я фанат «Игры престолов» — студенты удивляются: неужели мы не смогли, а вы осилили? Там действительно много информации, сюжетных ходов, много героев, событий — это всё надо держать в голове и систематизировать, а у меня это всегда хорошо получается.

***

sova_1_32e1f.jpg

Дома у Людмилы Абрамовны прекрасный зелёный уголок на подоконнике — все цветы, в том числе и роскошные орхидеи, подарены выпускниками, коллегами. А ещё — целая коллекция сов из фарфора, стекла, глины… Это и понятно, что же ещё дарить профессору, как не символ мудрости?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить