banner-150х60_1aa25.jpg

Поступление
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии, премии
Стоимость обучения
Снижение стоимости
Отделение Сравнительного Правоведения
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Магистратура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Аспирантура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Выпускники аспирантуры
Стоимость обучения и способы оплаты
Специалитет
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучение
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Диссертационный совет
Диссертанты
Методические материалы
Методическое обеспечение дисциплин
Электронная библиотека
Юридическая клиника
Благодарности
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Парижской Коммуны, 15
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Уникальные проекты
Студенческая жизнь
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Профсоюзная организация ЮИ СФУ
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность и академическая мобильность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Электронная информационно-образовательная среда СФУ (ЭИОС)
Сервис управления аккаутном для доступа к другим сервисам
Мой СФУ
Корпоративная почта для сотрудников
Корпоративная почта для обучающихся
Сервис вебинаров и видеоконференций
Электронные сервисы научной библиотеки
Информационная обучающая система "е-Курсы"
Сервис управления учебным планированием

Новости

Время идти… к медиатору

alt

Медиаторы Центра медиации дали интервью газете "Новая Университетская жизнь": о центре, о медиации, о перспективах использования альтернативных способов разрешения споров.

 

 

На Руси справедливость и закон никогда не были синонимами. Поэтому не только в криминальных кругах, но и в массовом сознании люди чаще действуют не по закону, а по понятиям. А если вывести этот способ урегулирования споров из криминальной среды в нормальную — получим то, что на Западе практикуется уже давно — медиацию.

С января этого года вступил в силу Федеральный закон №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». Полгода мы к нему привыкали, с ним знакомились, — рассказывает А.С. Яценко. — В Красноярске возможность применения процедур разрешения споров с участием независимого лица, посредника-медиатора, появилась в феврале 2011 года, когда в стенах ЮИ СФУ решением учёного совета был создан Центр медиации. Ещё до его открытия мы, благодаря грантовой поддержке краевого фонда науки, вели научно-исследовательскую работу в этом направлении, специалисты Центра правовых технологий и примирительных процедур (медиации) Уральской государственной юридической академии (медиаторы, имеющие международную аккредитацию) обучили преподавателей нашего института, квалифицированных юристов-практиков специальным техникам. 

Вне суда, через медиацию могут быть решены любые споры, возникшие из гражданских, семейных и трудовых правоотношений. Эта процедура основана на принципах добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения и равноправия сторон.

Есть «противопоказания» к медиации?

 Существует два ограничения: если спор касается интересов третьих лиц или публичных интересов — тогда процедура медиации не может быть применена. Хотя сейчас активно обсуждается вопрос о распространении этой процедуры и на урегулирование споров, вытекающих из публичных правоотношений.

Какой установлен порядок обращений граждан в Центр медиации ЮИ СФУ?

Достаточно позвонить по телефону 291-28-74, оставить свои координаты, и медиаторы назначат гражданам время встречи. Кроме того, мы непосредственно контактируем с Красноярским краевым судом. Восемь судей прошли в августе базовый курс медиации в нашем центре. И сейчас по закону суды должны разъяснять сторонам их право обращения к процедуре медиации. 

Почему именно опыт Уральской академии в ЮИ СФУ взяли за основу?

 Уральский центр медиации самый первый начал заниматься сугубо юридической медиацией для урегулирования споров, возникающих из правоотношений. Нам этот подход импонирует, хотя в научной литературе описано очень много моделей и подходов к медиации в зависимости от того, в какой сфере она применяется. В основном это пока зарубежный опыт. Помимо уральского, у нас в стране действуют ещё два центра: санкт-петербургский исповедует психологическую модель медиации, а москвичи пытаются совместить известные модели, основанные на психологической и юридической техниках. Сотрудники Уральского центра медиации ещё до принятия закона, в рамках эксперимента, на протяжении двух лет нарабатывали практику, которая была использована, в том числе и при разработке и принятии ФЗ-193. 

Так что же мешает людям договориться, не прибегая к помощи медиатора?

 Как считает доктор психологических наук, кандидат юридических наук Бо-рис Иосифович ХАСАН, медиация эффективна только при наличии двух условий: когда переговоры необходимы и когда они невозможны, — говорит медиатор, старший преподаватель кафедры гражданского процесса ЮИ СФУ Ольга Михайловна РЕШЕТНИКОВА. — Переговоры необходимы — потому что лучшего варианта стороны не найдут, невозможны — потому что сами они разговаривать не могут. И тут медиатор благодаря владению специальными техниками помогает организовать конструктивный диалог, в котором люди так нуждаются.

Ольга Михайловна, недавно вы были медиатором в первом споре такого рода. В чём суть конфликта, и насколько сложно было вести переговоры?

 Конфликт банальный: один сосед затопил квартиру другого и тем самым причинил материальный ущерб. Вопросы касались определения виновника затопления и размера возмещения. В конечном итоге, в рамках процедуры одна из сторон согласилась возместить ущерб, клиенты договорились между собой о размере ущерба и о порядке выплаты. Фактически сразу после подписания медиативного соглашения одна из сторон передала другой необходимую сумму под расписку. Так случилось, что в нашем присутствии произошло и подписание, и исполнение первого медиативного соглашения. Далее задача медиаторов заключалась только в том, чтобы разъяснить возможные правовые последствия, которые наступают в связи с этим. 

Интересно, и что же дальше?

 Поскольку клиенты пришли к нам по направлению суда Ленинского рай-она, то они должны сообщить о факте заключения медиативного соглашения в суд, который рассматривает данное гражданское дело. Если у стороны (истца) нет основания и потребности продолжать рассмотрение дела, то оно будет завершено. 

А нельзя ли, минуя суд, всё узнать у медиатора?

Медиаторы не вправе давать консультации по судебным процедурам и другим юридическим вопросам. Наша задача организовать переговоры, сделать их конструктивными, исключить эмоциональный фон или те вопросы, которые могут помешать в данном конкретном случае. Установлен определённый регламент и правила ведения переговоров: каждая сторона говорит от своего имени, имеет право быть выслушанной и говорить отведённое ей время, никто не вправе её перебивать. Каждая сторона ведёт себя корректно и уважительно по отношению к другой стороне. Медиатор должен следить, чтобы диалог не превратился в выяснение отношений. Если судья работает с позициями сторон, то медиатор — с интересами. После завершения переговоров, в случае благоприятного исхода, наша задача разъяснить смысл медиативного соглашения. В соответствии со ст. 12 Закона это гражданско-правовая сделка. Стороны договариваются о правах и обязанностях, которые устанавливают сами для себя.

Предположим, клиент отдал деньги пострадавшей стороне, а наутро передумал и решил добиться отмены медиативного соглашения, ссылаясь на то, что его намеренно ввели в заблуждение?

Поскольку состоялась сделка, то тут уже начинают работать правовые механизмы. И если одна сторона считает, что кто-то нарушил условия или выполнил их не должным образом (под действием обмана, заблуждения и проч.), то возможно вновь урегулировать разногласия посредством медиации или обратиться в суд.

Сколько обращений граждан на сегодняшний день поступило в Центр медиации и какого характера?

Практические медиации у нас осуществляются с середины сентября. Ещё и двух месяцев не прошло, а в работе уже порядка 50 дел. Большую часть составляют обращения сторон гражданского процесса, которым судья разъяснил возможность обращения к процедуре медиации. Они связаны с определением места жительства ребенка, когда родители разведены или не проживают вместе; есть дела о невозвращении долгов по договорам займа; земельные споры, касающиеся определения границ земельных участков; дела о правах на наследуемое имущество и т.д.
Когда молчание — не золото

Ольга Михайловна, медиация — дело новое. Какие сложности в связи с этим вы испытываете?

В нашем обществе нет культуры ведения переговоров. Её не прививают ни в школе, ни в вузах. Поэтому привести к продуктивному диалогу довольно сложно, и в этом смысле медиаторам приходится нелегко. Важно, чтобы стороны понимали, что договариваться лучше, чем идти в суд.
Суд дело разрешает, как предписано законом. Он не может вынести реше-ние иное, чем установлено нормой права. Государство в лице суда диктует сторонам модель поведения, и они должны ей следовать. А в рамках медиации им никто ничего не диктует — они сами вырабатывают оптимальные условия. Если говорить о формализованном судебном процессе, то он достаточно долгий, требует времени, финансов, нервного напряжения. Что касается медиации, то спор может быть урегулирован сторонами всего за несколько дней. Медиатор не изучает доказательства, и сторонам не нужно собирать материалы и предоставлять их. В рамках процедуры медиации стороны могут выйти за предмет своего спора и урегулировать связанные с ним вопросы или вопросы неправового характера. Например, одна из сторон негативно относится к другой, потому что на неё обижена. Ей важно, чтобы другая сторона извинилась, и в этом смысле принесение извинений может быть тоже условием выхода из конфликта. Кроме того, стороны, бывает, связаны не одним делом, а могут быть участниками различных правовых отношений, и этот спор может вытекать из других спорных ситуаций. Урегулировав один вопрос, люди могут договориться и по другим, которые для них важны. И в этом случае медиативное соглашение выгодно отличается от судебного мирового.
Если брать первое медиативное соглашение, заключённое в Центре медиации ЮИ СФУ 18 октября, то для принятия сторонами соглашения потребовалось всего две совместные встречи и по одной встрече с каждой из сторон. 
Я должна отметить и то, что услуги Центра бесплатны для граждан — это ещё одно преимущество. Наша задача сейчас, чтобы институт медиации заработал в полную силу, чтобы о нём узнали граждане и юридические лица, которые часто сталкиваются со спорными вопросами; чтобы медиация органично вошла в нашу жизнь.

Подробнее: http://gazeta.sfu-kras.ru/node/3065

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.