banner-150х60_1aa25.jpg

Поступление
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии, премии
Стоимость обучения
Снижение стоимости
Отделение Сравнительного Правоведения
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Магистратура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Аспирантура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Выпускники аспирантуры
Стоимость обучения и способы оплаты
Специалитет
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучение
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Диссертационный совет
Диссертанты
Методические материалы
Методическое обеспечение дисциплин
Электронная библиотека
Юридическая клиника
Благодарности
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Парижской Коммуны, 15
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Уникальные проекты
Студенческая жизнь
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Профсоюзная организация ЮИ СФУ
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность и академическая мобильность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Электронная информационно-образовательная среда СФУ (ЭИОС)
Сервис управления аккаутном для доступа к другим сервисам
Мой СФУ
Корпоративная почта для сотрудников
Корпоративная почта для обучающихся
Сервис вебинаров и видеоконференций
Электронные сервисы научной библиотеки
Информационная обучающая система "е-Курсы"
Сервис управления учебным планированием
Документы on-line

У команды ЮИ - 2-е место в финале международного конкурса «Модель Международного уголовного суда – 2016»!

V Международный сравнительно-правовой конгресс «Право в информационном обществе: трансформация или модернизация»?»

Важные объявления 

На сайте Юридического института запущен сервис для студентов "Документы on-line".

Теперь в режиме «on-line» вы можете: заказать справку об обучении, справку-вызов; оформить договор и (или) дополнительное соглашение об изменении стоимости обучения; задать любой интересующий вас вопрос сотрудникам структурных подразделений Института.



Заключение По вопросу о назначении наказания при альтернативной санкции, предусмотренной ч.5 ст.11.1 КоАП РФ «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене»

Ч.5. ст.11.1. КоАП РФ устанавливает ответственность за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере ста рублей.

В соответствии с позицией Красноярской транспортной прокуратуры (представление от 30.06.2014 №23/ 12-03-2014 «Об устранении нарушений административного законодательства») назначение административного штрафа по данной категории дел при отсутствии отягчающих обстоятельств является незаконным.

В соответствии с позицией Сибирского ЛУ МВД России необходимость выбирать в качестве наказания административный штраф, а не предупреждение (при отсутствии смягчающих обстоятельств) обусловлена следующими причинами: большим количеством правонарушений данной категории, участившимися случаями травмирования на данном участке, возникновением угрозы жизни и здоровью правонарушителя, а также угрозы безопасности движения железнодорожного транспорта.

Таким образом, вопрос заключается в определении возможности назначения при отсутствии отягчающих обстоятельств более строгого наказания - административного штрафа, если в статье имеется альтернативная санкция в виде предупреждения.

В КоАП РФ не содержится конкретных положений о критериях назначения наказания для данной ситуации. Судебная практика содержит примеры различных подходов к решению данного вопроса. В одних случаях суды считают, что отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств не позволяет назначать наказание больше, чем минимальный размер санкции (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 по делу N А33-19810/2012). В других случаях суды полагают, что учету подлежат и иные обстоятельства (характер правонарушения, общественная опасность конкретного правонарушения, особенности способа и места совершения деяния, количество эпизодов и т.д.). Последнее положение нашло отражение также в правовой позиции Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики").

Ст.4.1 КоАП РФ устанавливает, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения прав и интересов, а наказание должно соответствовать принципу справедливости публично-правовой ответственности и ее соразмерности характеру и степени общественной опасности противоправного деяния.

Таким образом, именно эти положения должны учитываться судом, органом, должностным лицом, назначающим наказание, поэтому законодателем не установлены жесткие условия выбора наказания при наличии альтернативной санкции.

Исключение составляет п. 4 Примечания к ст. 14.31 КоАП РФ, где содержится четкое указание на зависимость размера штрафа от наличия тех или иных конкретных отягчающих или смягчающих обстоятельств. Но это положение содержится в Особенной части КоАП РФ, а не в разделе об Общих положениях, следовательно, относится не общей, а к специальной норме, что не позволяет распространить его на исследуемые категории дел.

В иных случаях законодатель указывает лишь ориентировочно на критерии выбора санкции, в частности, ст. 3.12 КоАП РФ предусматривает, что административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Относительно предупреждения в ст. 3.4 КоАП РФ содержится два критерия выбора – совершение административного правонарушения впервые и отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба. Как указано в запросе Сибирского ЛУ МВД РФ, в данной категории дел они усматривают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности движения железнодорожного транспорта, т.е. второй критерий.

Таким образом, административное законодательство не содержит прямого указания на невозможность назначения при отсутствии отягчающих обстоятельств более строгого наказания - административного штрафа, если в статье имеется альтернативная санкция в виде предупреждения. Вместе с тем, требованияиндивидуализации наказания и недопустимости избыточного ограничения прав и интересов граждан и юридических лиц при применении мер административной ответственности предполагают необходимость исследования в каждом конкретном случае всех обстоятельств дела, и не означают автоматического распространения правила о неприменимости предупреждения в случае угрозы причинения вреда жизни, здоровью, безопасности движения, на всю категорию дел по ч.5 ст.11.1 КоАП РФ.

Мицкевич Л.А., к.ю.н.,

профессор кафедры конституционного,

административного и муниципального права

ЮИ СФУ