Поступление
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Бакалавриат
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии, премии
Стоимость обучения
Снижение стоимости
Отделение Сравнительного Правоведения
Конкурс им. Ф. Джессопа
Профессия Юрист
Дневники правовой школы "Профессия "Юрист"
Магистратура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучения
Аспирантура
Общие сведения
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии, премии
Стоимость обучения и способы оплаты
Специалитет
Расписание
Дежурства преподавателей
Образовательные программы
Стипендии и премии
Стоимость обучение
Дополнительное образование
О центре
Новости
Программы
Диссертационный совет
Диссертанты
Методические материалы
Методическое обеспечение дисциплин
Электронная библиотека
Юридическая клиника
Благодарности
О клинике
Отчеты
Документы
Библиотека
Видео ЮК
Графики приема
Маерчака 3, оф. 612
Сурикова 42 (Марковского 35)
Парижской Коммуны, 15
Объявления
Клиника начинает и выигрывает
Уникальные проекты
Студенческая жизнь
Антикоррупционный студенческий клуб
Об АСК СФУ
Положение об антикоррупционном клубе СФУ
Состав АСК
Вступить в АСК СФУ
Структура АСК СФУ
Научное руководство АСК СФУ
Мероприятия
Грантовая деятельность
Победы в конкурсах
Антикоррупционная социальная реклама и пропаганда
Контакты
Профсоюзная организация ЮИ СФУ
Студ. пресс-служба
О нас
Газета "Юристъ"
Центр переводов
Студ. редакция сайта
Международная деятельность и академическая мобильность
Международное сотрудничество
Проекты и программы
Летние правовые школы
Противодействие коррупции
Центр противодействия коррупции СФУ
Антикоррупционный студенческий клуб
Новости и мероприятия
Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
Часто задаваемые вопросы
Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
Центр медиации
О Центре
Медиация
Обучение
Наука
Контакты
Электронная информационно-образовательная среда СФУ (ЭИОС)
Сервис управления аккаутном для доступа к другим сервисам
Мой СФУ
Корпоративная почта для сотрудников
Корпоративная почта для обучающихся
Сервис вебинаров и видеоконференций
Электронные сервисы научной библиотеки
Информационная обучающая система "е-Курсы"
Сервис управления учебным планированием


«Тюрьмы здесь нет!»

konf2009.jpgО том, как проходила конференция, рассказал Николай Васильевич Щедрин, заведующий кафедрой криминологии и дилектологии Юридического института СФУ, доктор юридических наук, профессор.

- На самом деле ювенальная юстиция в России уже есть, просто это ее первая ступень -специализация системы наказания для несовершеннолетних. Вторая ступень, на которой стоит европейская ювенальная юстиция, предполагает особое отношение к несовершеннолетним. Причем в концепции судебной реформы уже более десяти лет значится создание ювенальных судов. Ювенальные суды - может быть, главное, но не единственное звено всей системы ювенальной юстиции. Существует еще административное наказание, не связанное с лишением свободы. Но сегодня эта система работает неэффективно: рецидив несовершеннолетних, осужденных условно, составляет от 50 до 60% от общего числа.

Существуют разные модели ювенальной юстиции. Прежде чем что-то делать, необходимо . понять, в какую сторону нам двигаться. И эта конференция отчасти призвана выполнить такую миссию - ознакомиться с опытом самых разных государств, Европы и Азии, с успешными практическими моделями.

Успешен опыт Финляндии -там примерно пять миллионов населения, то есть столько же, сколько в нашем крае. Но в местах лишения свободы несовершеннолетних у них на порядок меньше. Сразу возникает вопрос: а почему? Что, у них другие подростки? Наверное, нет. Просто отчасти наше общество устроено несколько хуже, система профилактической работы с молодежью менее эффективна.
Мое мнение - научить человека нормальной жизни, изолировав его от нормальной жизни, так же трудно, как научить человека плавать на песке, вдалеке от воды. И мы должны отдавать себе отчет в том, что следует как можно меньше людей лишать свободы, а также иначе относиться к тем, кто ее лишен.

Парадоксально, что система исполнения наказаний в нашей стране сегодня ближе к европейской, чем общество.

У нас в крае благодаря инициативам начальника ГУФСИН края В.К. Шаешникова, многое сделано в области ювенальной юстиции. И, в частности, Канс-кая колония прошла большой путь, далеко продвинулась вперед. Но куда несовершеннолетние осужденные возвращаются? Как правило, в ту же среду, которая и  становится причиной пывающим. По большому счету, судья может в качестве наказания назначить прохождение курса социально-психологического тренинга. Но возци-кает вопрос: кто будет этим заниматься? Есть у нас такая структура? То есть сегодня общество не готово к созданию ювенальной юстиции.

Иностранные специалисты по ювенальному праву из Англии, Германии, Дании, Испании, Италии, Кореи, Японии и Шотландии 23 сентября посетили корпус для содержания несовершеннолетних подследственных в СИЗО-1, в котором сегодня содержатся 43 подростка. Иностранцы обошли камеры, учебные классы, побеседовали с подростками, познакомились с работой психологов.
Многие из зарубежных гостей впервые в России, а тем более в российских пенитенциарных учреждениях. По словам научного сотрудника кафедры криминологии Юридического факультета германского университета Инеке Пруин, ее поразила открытость СИЗО: визитерам предоставили столько времени, сколько им было нужно, чтобы подробно познакомиться с условиями содержания несовершеннолетних, пообщаться с ними.

Представителей делегации приятно удивили условия, в которых содержатся подростки в красноярском изоляторе: в камере по 4 человека, созданы все необходимые бытовые условия. Однако, по мнению заместителя директора департамента социологии, антропологии и прикладных социальных наук Университета г. Глазго (Шотландия) Мишеле Бурман, недопустимо направлять несовершеннолетних в тюрьмы, где ограничено общение с родственниками, друзьями.

«В Шотландии, редко отправляют детей до 18 лет в подобные заведения, чаще - в специальные приюты. А после iS-ти они могут быть отправлены в исправительные учреждения», - пояснила г-жа Бурман.

На следующий день делегация отправилась в Канскую воспитательную колонию, где эксперты также имели возможность общаться с несовершеннолетними осужденными, посмотреть, в каких условиях они отбывают назначенные судом наказания: где проживают, учатся, принимают пищу, проводят свой досуг. Подробно познакомились с уникальными психологическими и социальными программами, которые реализуются на базе учреждения.

Мэри Маколи, доктора права из лондонского Международного центра пенитенциарных исследований, поразили чистота, большая территория и цветущий ландшафт Канской колонии:
- Здесь нет тюрьмы! Это чувствуется и в отношении персонала к несовершеннолетним правонарушителям, и в эмоциональном состоянии подростков. Они охотно шли на контакт, активно отвечали на все наши вопросы.

Приятно удивило г-жу Маколи и снижение численности осужденных в КВК. Английский эксперт была в этом учреждении пять лет назад, и тогда там отбывало наказания более 300 несовершеннолетних. Сегодня, в Канской ВК содержатся 150 осужденных.

После посещения Канской воспитательной колонии г-жа Маколи высказала свое мнение: - Я вообще сторонница уменьшения сроков содержания, так же как и числа осужденных. Наверное, всегда будет несколько человек, которых в силу опасности для себя или других придется изолировать от общества. Но проблема в том, что сейчас как в России, так и в Европе молодежи, находящейся в изоляции, слишком много. Даже специально улучшенные условия - это не способ научиться жить в обществе. Мне нравится, когда работа с детьми начинается с самого раннего возраста, чтобы они не попали в места лишения свободы.

Кто ответственен за то, что молодежь принимает наркотики? Чаще всего, родители, взрослые. Кто ответственен за насилие? Родители, воспитатели. Кто в ответе за то, что они не учатся в школе? Тоже взрослые.

Главная задача - создать такие условия в обществе, когда закрытые учреждения станут не нужны и постепенно будут упразднены.
М. Комлева